Научные обсуждения

Одним из первых мыслителей, который начал разработку темы экзистенциальной коммуникации, был немецкий философ Карл Ясперс Хотя обычно философы-экзистенциалисты тяготели к более свободному изложению своих мыслей, Ясперс не совсем вписывается в общую картину. Оно противится всякой абсолютизации, избегает формул и определений, является не утверждением чего-либо, а призывом к тому, чтобы осознанно быть собой. Тем не менее, несмотря на попытки избежать влияния объективизма, Ясперс всё же испытывает влияние немецкой классической традиции с её тенденцией к систематизации. Стремление ясно выражать иррациональное весьма характерно для него. Довольно запутанная ситуация складывается также и при попытке Ясперса прояснить отношения философии и религии. Большинство экзистенциальных философов, размышлявших о возможности диалога и коммуникации между людьми, принадлежало к религиозному направлению Бубер, Марсель, Бердяев. Каждый из них принадлежал к определенной религиозной традиции, пусть их философствование всегда и выводило их за пределы ортодоксальности. Но в случае с Ясперсом ситуация гораздо сложнее.

Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса

Дриша, должность экстраординарного, а через год и ординарного профессора философии Гейдельбергского университета. С приходом к власти фашистов его академическая карьера оборвалась. Уже в г. Сразу же после разгрома нацистов Ясперс вернулся к преподавательской работе; возобновились и публикации его трудов. Очень значительной была роль Ясперса в восстановлении Гейдельбергского университета. Здесь же, в Базеле, он и скончался в г.

Бытие в концепции Ясперса подразделяется на три стороны или три части ( т.н. . В основе всякого страха лежит страх смерти, раскрывающий перед.

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля [5].

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс , но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха , отчаяния, безысходности.

Ясперса о самоубийстве в разные периоды его творчества было разным. Оно изменилось как по способу рассмотрения 1. Можно выделить четыре периода. Период психиатрии Основное его произведение этого периода:

Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, , информация .. Под влиянием таких мыслей возникает страх оказаться несовременным.

В качестве предшественников экзистенциализма историки называют датского мыслителя в. Кьеркегора, русских философов Н. Круг предшественников экзистенциализма может быть расширен, поскольку центральная проблема экзистенциализма — мир человеческой личности, мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской культуре. Манифестом экзистенциализма стали книги и статьи К.

Хайдеггера, написанные ещё в 20—е годы, но ставшие общественным явлением в первые десятилетия после победы над фашизмом. Новый толчок развитию дала деятельность Ж. Камю, связавшим экзистенциализм с животрепещущими проблемами послевоенного времени. Для всех экзистенциальных концепций характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности.

Человек сам определяет свою сущность.

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

К содержанию номера Философия и психопатология - научное наследие К. Особое внимание было уделено анализу ясперсовской концепции соотношения философии и науки. В его ранних удивительно проницательных методических исследованиях психопатологически значительных феноменов как, например, в его исследовании феномена ревности он признает метод феноменологии научным, с целью обострения различия методов понимания и объяснения. Ясперс не только выступил против сциентистских требований, но и принципиально отверг недружелюбное и критическое отношение к науке.

Для него философия и наука вместе составляли необходимые элементы всего человеческого стремления к познанию истины. Как таковые они являются необходимым вкладом в современную человеческую культуру.

Хайдеггеровские «экзистенциалы» — «бытие в мире», «настроение» ( Stimmung), «страх», «забота» — указывают на онтическое, которое служит.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. В комментариях к книге С.

А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Концепция страха Кьеркегора — концепция этико-теологическая. Глубинный страх здесь — изначальная характеристика 27 человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора как подлинному выражению свободы человека.

Существенное значение для последующей психологической разработки этой проблемы имело подчеркивание Кьеркегором субъективности страха.

Человек и история в экз.философии К.Ясперса. 1991. (Гайденко П.П.)

В иудейско-христианской религиозной традиции С. Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами:

Карл Ясперс о многоуровневой структуре сознания .. Мы, родившиеся после Холокоста, испытали страх второго Холокоста, и все.

Понимание философствования у Ясперса Отличие веры от знания пояснено на примере Джордано Бруно и Галилея. Оба, казалось бы, попали в одинаковое положение. Суд инквизиции под угрозой смерти требовал отречения от их научных и философских убеждений. Бруно был готов отречься лишь от некоторых положений, но отнюдь не главных для него; он умер мученической смертью.

Различие тут, по Ясперсу, существенное. Оно есть различие между истиной-верой, которая страдает от отречения, и истиной, которую отречение не затрагивает. Философская вера и есть вера в истину, исходя из которой я живу. Она есть только потому, что я становлюсь с нею идентичным.

Философия Ясперса

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности, найдет средство ее устранения.

Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги.

Такой страх может быть преодолен лишь «страхом экзистенции за свое бытие». «Страх экзистенции» противопоставляется К. Ясперсом страху жизни.

У Дильтея основанием герменевтики становится психология: В различных вариантах историцизма ставится задача постижения индивидуального как тотальности. Феноменологическая психология и психиатрия ставили перед собою ту же цель, но решали ее иными средствами. В начале века появляются работы Е. Ясперса, до сих пор являющаяся образцом применения дескриптивной феноменологии к симптомам и синдромам психических заболеваний.

Труды Ясперса по психиатрии были написаны им до того, как он разработал собственное философское учение, но в них уже ощутим интерес к философии.

The 100 Jasper Jordan Tribute

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно достижима! Узнай как это сделать, нажми здесь!