ЙОНАС Ханс

. ! : Для Поттера биоэтика представляла собой развитие в современных условиях экологических идей Альдо Леопольда и касалась прежде всего вопросов выживания человечества в условиях техногенной цивилизации. Однако так сложилось, что в современной литературе термин стал значительно чаще применяться к широкому кругу философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным прогрессом медицины и биологических наук от аборта и новых репродуктивных технологий до геномных исследований и гемотерапии. В отличии от традиционной медицинской этики, биоэтика по своей сути и историческому происхождению междисциплинарна, а в определенном отношении и"пара дисциплинарна". Она формируется в ситуации, для которой характерно отсутствие единственного"духовного центра", единого легитимного сословия всеобщего. Философия, религия, наука, практическая мудрость"людей с улицы" 2 - оказываются равноправны и в равной степени хотя в разном отношении ответственны за разрешение проблем жизни и смерти, которые возникают в острейших биоэтических ситуациях. Важно учесть, что перед нами не просто случайное многообразие частных мнений, которое могло бы быть в принципе преодолено авторитетным экспертным заключением философа, богослова или ученого. Неустранимое многообразие ценностных ориентации и путей постижения идеи истины и блага является основополагающим фактом культуры конца - начала в.

Человек, жизнь и природа в экологической этике ганса йонаса

Йонас , принцип , ответственность , этика Ганс Йонас. Айрис-пресс, , с. С его историко-религиозными штудиями русский читатель впервые познакомился еще в году, когда в питерском издательстве"Лань" под заглавием"Гностицизм" вышел перевод"Гностической религии" - популярной английской версии первого крупного труда Йонаса"Гнозис и дух поздней античности" Однако подлинный масштаб творчества этого замечательного мыслителя русская публика сможет оценить только теперь, когда в издательстве"Айрис-пресс" опубликована по-русски его главная книга, принесшая автору всемирную славу и сделавшая его одним из авторитетнейших мыслителей послевоенной Европы.

ван на «эвристике страха» Х. Йонаса. Применительно к тем технологиr ям, последствия развития которых непредсказуемы, Йонас определял свою позицию следующим .. Так, Ханс Георг Дедерер считает, что необходимость.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

«этика ответственности» Г. йонаса, этика «бла- Ганс йонас в работе « Принцип ответствен- ности. «эвристика страха». йонас предлагает перевес-.

Мясников, доктор биологических наук, профессор Пензенской государственной сельскохозяйственной академии А. Монография посвящена жизни и творчеству широко известного на Западе немецко-американского философа Ганса Йонаса , труды которого, особенно по философии биологии, практически неизвестны отечественному читателю.

В философской системе Г. Йонаса автором выделяются и рассматриваются три ключевых понятия: Книга может быть интересна всем, кто интересуется историей философии и междисциплинарными исследованиями в сфере биологии и философии.

Человек, жизнь и природа в философии Ганса Йонаса (180,00 руб.)

Андерс, переформулировав кантовский категорический императив следующим образом: Для Вольфгана Ширмахера , например, идея использования информационной технологии для защиты или сохранения конфиденциального характера некоторой информации равносильна предложению использовать энергетическую технологию для защиты энергии. Например, проблема атомного оружия больше тревожит женщин.

Создается сразу несколько вари- «эвристика страха». Ганс Йонас в работе «Принцип ответствен- «Самоубийство человечества обсуждению не .

Данное положение интерпретируется в ключе телеологии и онтологической аксиологии Йонаса. Значение и актуальность учения Йонаса показывается на примерах собственно экологической этики и концепции устойчивого развития. . До середины века воздействие человека на природу было заметно лишь в локальных масштабах. Работы, посвященные взаимоотношению человека с окружающей средой, носили в большинстве своем теоретический характер, однако этим занимались известные мыслители и ученые. Благодаря деятельности международных организаций, особенно Римского клуба, стало очевидно, что экологические проблемы являются не единичными и разрозненными, а касаются всего человечества.

Применение атомной бомбы показало, считает известный западный философ Ганс Йонас , что новые этические проблемы порождены не только техникой, но и сознанием. Все социальноэкологические катастрофы века Хиросима, Чернобыль и др. Однако до сих пор не осуществился переход к новому сознанию, хотя и утверждается его необходимость. Означает ли это истощение жизненного импульса человеческого рода, некую апатию и регрессию уставшего населения земного шара, или это лишь следствие тотального бездействия перед лицом неотвратимого конца, на фоне которого спорадические локальные улучшения обстановки не могут восприниматься как панацея?

В этом смысле можно говорить о бессилии таких форм общественного сознания и мировоззрения, как философия и наука. Занимаясь самими собой, они явно теряют признаки социальной действенности. Но позиция самоизоляции, хотя и способна на некоторое время дать определенным группам психолого-этический паллиатив в виде утешения и надежды, все же не является сугубо социальным, в данном случае - общечеловеческим способом реагирования на космические, в принципе, задачи и проблемы.

Инженерная этика

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом. Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей.

Это расширенное понятие моральной ответственности в условиях технических возможностей наиболее основательно обсуждается в работе Ханса Йонаса"Те регае о ероу: Тезис Йонаса состоит в том, что"новые типы и измерения действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям в каждом конкретном случае, с которыми ей придется столкнуться" А в какой степени позиции эвристики страха подорваны эксплуатацией средств массовой информации или в какой мере эвристикой страха может руководствоваться инженер-практик — эти вопросы, несомненно, остаются предметом споров.

В конце ХХ века философ Ханс Йонас, один из самых заметных идеологов «Изобретательная „эвристика страха“, заменяющая.

Учился у Гуссерля, Хайдегтера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Геттингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера. Моральный разум фатально не универсален, универсален страх, переживание общей опасности, которое захватывает людей различных воззрений. Общее для большинства людей переживание угрозы экологической катастрофы может, по Йонасу, выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности людей в современную эпоху.

. :

Ганс Йонас «Человек»

Размышления о вине, покаянии, ответственности для западной философии нашего столетия не новы. Оснований для них было более чем достаточно: Среди авторов, которые посвятили свои усилия критике"этического разума" и попыткам реформирования социальной философии и этики, большим авторитетом на Западе пользуется . Ханс Йонас - один из патриархов современной философии, учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Сами названия книг Йонаса - а они приобрели особый резонанс в е годы - говорят о направленности его мыслей и интересов:

И поэтому, отмечает Йонас, в то время как новые возможности порождают Йонас предлагает несколько худшую замену — «эвристику страха», . к которому так стремится Ганс Йонас, даже если бы таково найден.

Что такое философия техники? Стр Философские аспекты техники Хотя термин"философия техники", как показано в части первой, стали применять для обозначения специальной области гуманитарного знания сравнительно недавно, этим термином обычно обозначаются исследования, сохраняющие преемственную связь с многовековыми исследовательскими традициями, проводимыми в рамках таких известных философских дисциплин, как логика, теория познания, метафизика, нравственная и социальная, философия.

Более того, несмотря на впечатление, которое иногда создается, вследствие растущей частоты употребления термина"философия техники" в названиях статей, книг, учебных курсов и научных обществ, более точно данный термин обозначает строго ограниченную дисциплину, изучающую некий класс близких, взаимосвязанных проблем. И все же, философия техники в современном ее состоянии не представляет собой четко определенной области анализа. Напротив, ученые, работающие в данной области, часто демонстрируют резко различные цели и методы, а дискуссии, обычно относимые к сфере философии техники, охватывают множество разнородных проблем, большинство из которых традиционно рассматривалось философией.

Если в предшествующих предложениях заменить выражение"философия техники" другим —"философия науки" и внести незначительные изменения, эти предложения составят третий параграф Предисловия к классической работе Эрнста Нагеля"Те е" Структура науки, 1. То, что Нагель говорил о философии науки в начале х годов, сегодня приложимо, с соответствующими изменениями Прим. Это как бы предваряет дальнейшее рассмотрение области философского вопрошания, касающегося техники, и таким образом фиксирует наше внимание сначала на связи между философией науки и философией техники, а затем на традиционных разделах философии.

Подобным образом и философия связана с наукой посредством идей и теорий — как теорий науки то есть научных теорий , так и теорий о науке. К научным теориям относятся гелиоцентрическая астрономия представленная в вариантах Коперника, Кеплера, Галилея и др. Эти теории и связанные с ними идеи оказывают сильное влияние на наше видение естественного порядка космологию и на нас самих психологию.

Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации Ганса Йонаса

Ответственность за будущие поколения: Я хотел бы не столько заняться изучением основных тем, той главенствующей проблематикой, которую автор обозначил следующим образом: В экзистенциальном смысле наследие означает реализацию способности существования к самотрансляции, то есть к передаче самого себя с помощью традиции. В этом отношении наследие, прежде чем оно получает определенное институциональное выражение, является основополагающим антропологическим фактом.

Изменившийся характер человеческо") деятельности Ганс Йонас . новным принципом здесь является «эвристика страха», имеющая важное мето-.

Перейти на страницу книги Многие боятся заболеть из-за потребления остатков инсектицидов, содержащихся в пище. Вряд ли хоть один человек в Норвегии умер из-за этих инсектицидов. Причиной смерти может стать неправильное питание, в редких случаях пищевое отравление, но содержание инсектицидов в нашей пище так незначительно, что просто не может представлять угрозы.

Джон Кребс, бывший председателем британского Агентства по продовольственным стандартам, считает, что обыкновенная чашка кофе содержит столько же натуральных токсинов, сколько обыкновенный человек потребляет синтетических токсинов, оставшихся после опрыскивания, за год Из этого не следует делать вывод, что чашка кофе особо опасна, скорее, остаточное содержание инсектицидов так далеко от предельно допустимой величины, что является безвредным.

Доказательств того, что небольшое содержание инсектицидов в пище представляет какой-либо вред для здоровья, включая также потребление в течение долгого времени, предпологающее кумулятивный эффект, попросту не существует Тем не менее в прессе самая мизерная концентрация токсинов преподносится как прямая угроза здоровью.

Не учитывается тот факт, что основным параметром является как раз величина концентрации токсинов.

Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса

Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации Ганса Йонаса: Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т.

В этом заключается достоинство и бремя ответственности.

Прагматика становится эвристическим ядром, позволяющим сделать объектом .. этот термин получил в работах Ганса Йонаса, придавшего современное Йонас, обозначает «скромную задачу, которая заповедует страх и.

Некоторые рассуждения на эту тему встречаются в работе Ганса Йонаса [6]. В отличие от Левинаса Йонас рассматривает описанный нами моральный парадокс в исторической перспективе, представляя его как событие во времени, а не вневременную метафизическую категорию. Однако в последнее время масштаб прямых и косвенных последствий деятельности людей экспоненциально вырос, что не сопровождалось соответствующим развитием наших моральных качеств. Ныне совершаемые нами действия могут иметь столь глубокие и радикальные последствия для удаленных стран и последующих поколений, каких мы не в состоянии ни просчитать, ни даже вообразить.

Оба отклонения стали следствием развития науки, отрицающей любые пределы человеческих действий и склонной считать, что все, что может быть сделано, должно быть сделано: И поэтому, отмечает Йонас, в то время как новые возможности порождают потребность, причем сильную, в новой этике, они подрывают саму возможность ее удовлетворения, лишают этические соображения права вмешиваться, если это может хотя бы помешать бесконечному росту этих возможностей, не говоря уже о том, чтобы остановить его.

Йонас настаивает на том, чтобы этой слепой тенденции был положен конец.

Unlocking the potential of nonprofits: A conversation with Dan Pallotta

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно достижима! Узнай как это сделать, нажми здесь!